Версия для слабовидящих

Как развивать слуховое восприятие у детей.

Как развивать слуховое восприятие у детей.

Составитель: Костылева Е.Б.,

Учитель – логопед

В процессе речевого развития ребенок учится воспринимать, дифференцировать и произносить фонемы (звуки родного языка).

Слух является непременным условием формирования правильной речи. Процесс развития речи во многом зависит от сформированности фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые звуки от других.

Дети с хорошим фонематическим восприятием как правило рано начинают говорить чисто, т. к. они четко воспринимают звуки нашей речи — фонемы.

У других детей фонематическое восприятие необходимо развивать на речевых занятиях.

 Недостаточность фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто — искаженно.

Дети искажают в речи и те звуки, которые умеют произносить правильно.

В школе  такие дети плохо справляются  со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в овладении чтением и грубым ошибкам на письме.

Ребенок с хорошим фонематическим  восприятием даже при неумении правильно произносить какой — нибудь звук, в чужой речи хорошо узнает его, связывает его с соответствующей буквой и ошибок в письменной речи не делает. Вот почему так важно развивать фонематический слух у детей.

Развитие фонематического слуха следует начинать с неречевых звуков.

 

Упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие слухового внимания.

  1. 1.     «Отгадай, что звучит»      

Покажите ребенку, как звучат различны предметы (погремушка, бумага, барабан, ложка о чашку...). Затем воспроизводите звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок пробует угадать, какой предмет «звучит». Начинайте с 3 звучащих предметов, постепенно увеличивая число до 7.

 

  1. 2.     Определение места звучания игрушки.

Ребенок закрывает глаза, а вы звените колокольчиком (погремушкой...). Малыш должен угадать и сказать, где звучал предмет (или показать направление рукой).

 

  1. 3.     Определение звуков и шумов.

 Предложите ребенку закрыть глаза и перечислить все, что он слышит. (Пример: листья шелестят, дети кричат, машина сигналит...).

 

  1. 4.     Разговор шепотом.

Нужно, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2-3 метра услышал и понял вашу просьбу. Важно следить, чтобы слова произносились четко.

 

Развитие фонематического слуха.

  1. 1.     Повторение сочетаний звуков и слогов:

а,о,и,у

а-у,и-а,о-у,и-а-у

та,па,на,са

та-ма-фа, та-та па   и т. д.

 

  1. 2.     «Подскажи словечко»

прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение. При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите «договорить»их ребенку.

 

  1. 3.     «Хлопни, когда услышишь звук....(выбираете любой звук)»

Вы произносите 3 -4 слова с заданным звуком. Предложите ребенку  определить и назвать единый звук для этих слов. (На первых порах интонационно заданный звук в словах выделяйте Например: Том, Ветка, Туфли, Кит — звук «Т».

 

  1. 4.      «Назови слово на последний звук»  (По очереди составляем цепочку слов:МашинА — АнанаС — СуП — ПауК - ….).

 


Администраторы сайта